Жизненные Правила Для Музыкантов (или как стать профессионалом)

Роберт Шуман (1850)

1.      Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и лады.

2.      Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев.

3.      Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера!

4.      Изучи как можно раньше основные законы гармонии.

5.      Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.

6.      Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.

7.      Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.

8.      Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента.

9.      Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.

10.  Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его предварительно глазами, в полном его объеме.

11.  Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не принуждай себя к дальнейшему труду. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и

12.  Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

13.  Никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной. Чаще аккомпанируй певцам.

14.  Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.

15.  Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.

16.  Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

17.  Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.

18.  Ученью нет конца.